KGRU darulifta.kg@mail.ru | г. Бишкек, ул. Гоголя 57, 720021
Отдел фетв, религиозной литературы
и стандартизации «халяль» духовного
управления мусульман кыргызстана

Пластическая хирургия

Пластическая хирургия
Именем Всевышнего Аллаха милостивого и милосердногоВ наше время весьма актуален вопрос о дозволенности или недозволенности обращения к пластической хирургии с точки зрения исламского канонического права. Чтобы узнать, разрешает ли шариат данный вид хирургического вмешательства или нет, для начала нужно понять его цель, предназначение, а также разобрать, какие виды пластических операций бывают. Пластическая хирургия – это раздел хирургии, занимающийся оперативными вмешательствами, направленными на устранение деформации и дефектов какого-либо органа, ткани или поверхности человеческого тела.Пластические операции можно разделить на два основных вида – реконструктивные и эстетические.Реконструктивные пластические операции совершаются с целью устранения деформации, дефектов тканей и органов, врождённых аномалий и направлены на то, чтобы восстановить их естественные функции хирургическими (инвазивными) методами. Подобные операции проводятся у людей, получивших телесное повреждение в результате травмы, болезни или имеющих врождённые дефекты. Успешно проведённые реконструктивные операции помогают решить эти проблемы, избавить от того дискомфорта, который они создают, и вернуть человеку ощущение полноценной жизни, а тем, у кого эти проблемы были с рождения, дать такую возможность.Эстетические пластические операции – это применение методов пластической хирургии с целью улучшения внешности. Этот вид операции может продлить молодость, даёт возможность почувствовать желаемую красоту, а также избавиться от комплекса из-за реальных или, как нередко бывает, надуманных несовершенств.Исламский шариат разрешает устранение деформации частей тела, дефектов тканей и органов и врождённых патологий. Так как в данном случае человек не меняет свой естественный внешний облик, а лишь устраняет некоторые снижающие качество жизни изъяны тела или восстанавливает его естественные функции. В одном хадисе сказано, что ′Арфажа бин Аса′д лишился носа в сражении, а позже сделал протез, используя для этого серебро. Но через некоторое время из его носа начал исходить неприятный запах. Он пожаловался посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который разрешил ему изготовить протез из золота, что и было сделано.عن عبدِ الرحمن بن طرَفَةَ أن جده عَرْفَجَةَ بن أسعدٍ قُطِعَ أنفُه يوم الكُلاب فاتخذ أنفاً من وَرِقٍ، فأنتنَ عليه، فأمرَهُ النبي — صلَّى الله عليه وسلم — فاتخذ أنفاً من ذهب. (سنن ابي داؤد)В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано:
«Если человек намерился отрезать что-либо лишнее, например, когда он родился с шестью пальцами на руке, если есть в таких ситуациях риск, что это приведет к смерти, то делать подобное не разрешается, а если таких опасений нет  можно.إذا أراد الرجل أن يقطع إصبعا أوشيئا آخر قال نصير: إن كان الغالب على من قطع مثل ذلك الهلاك فإنه لا يفعل وإن كان الغالب هو النجاة فهو في سغة من ذلك. (الفتاوى الهندية ٥/٣٦٠) Однако шариат строг в отношении изменения естественного образа человека лишь для красоты, поскольку это равносильно изменению первозданного творения Всевышнего Аллаха.وَلَأُضِلَّنَّهُمْ وَلَأُمَنِّيَنَّهُمْ وَلَآمُرَنَّهُمْ فَلَيُبَتِّكُنَّ آذَانَ الْأَنْعَامِ وَلَآمُرَنَّهُمْ فَلَيُغَيِّرُنَّ خَلْقَ اللَّهِ وَمَنْ يَتَّخِذِ الشَّيْطَانَ وَلِيًّا مِنْ دُونِ اللَّهِ فَقَدْ خَسِرَ خُسْرَانًا مُبِينًا. (سورة النساء ١١٩)
В хадисе сказано:
لعن الله الواشمات ، والمستوشمات ، والمتنمصات والمتفلجات للحسن ، المغيرات خلق الله ، ما لى لا ألعن من لعنه رسول الله — صلى الله عليه وسلم — وهو فى كتاب الله. «Аллах проклял тех, кто делает татуировки, и тех, кому делают татуировки, выщипывающих брови, надпиливающих свои зубы, для красоты изменяющих первозданное творение Аллаха».
В другом хадисе сказано:
أن رسول الله ¬¬¬¬ – صلى الله عليه وسلم – حرم الوشر.«Посланник Аллаха (да благословит его и Аллах и приветствует) запретил надпиливать зубы».
Исходя из этих и других текстов Корана и сунны, исламские богословы из числа сахабов и таби׳инов пришли к единогласному и окончательному решению, что изменение нормальной формы частей тела и естественного облика человека только лишь для красоты, без уважительной причины, является недозволенным/ харамом. Ведь вполне здоровый человек с нормальной, не обезображенной внешностью хочет изменить её лишь для повышения своей самооценки, ощущения самодовольства или для того, чтобы быть похожим на какую-нибудь знаменитость. Сюда относятся операции по увеличению груди, изменению формы носа или губ и т.п. Поэтому такого рода изменение внешности, согласно Корану и сунне, является запрещённым. Изменения творений таким путём относится к действиям шайтана, как уже было упомянуто выше. На этом основании можно сделать вывод, что пластические операции, направленные на улучшение естественного образа человека, без уважительной причины, являются запрещёнными с точки зрения исламской канонической практики.В заключение хочу ещё раз отметить, что пластическая хирургия в аспекте исламского канонического права делится на две разновидности: дозволенную и запретную.
  1. Пластическая операция, которая совершается с целью устранения врождённых патологий или дефектов частей тела, полученных в результате травмы или несчастного случая, является дозволенной.
  2. Если пластическая операция производится только лишь для красоты, без уважительной причины, то такая хирургическая манипуляция с точки зрения шариата является запретной/ харам.
Искусственное оплодотворение Можно выделить два основных вида искусственного оплодотворения:
  1. Использование донорских половых клеток (мужских или женских), а также вынашивание плода суррогатной матерью, что означает участие третьего лица в оплодотворении или вынашивании (соответственно, в последующем рождении ребенка).
  2. Используются половые клетки (репродуктивный материал) только супругов, при этом неважно: произошло ли оплодотворение вне тела матки, и уже оплодотворённая клетка была имплантирована (ЭКО) или оплодотворение наступило после введения спермы искусственным путем (инсеминация). В таком случае участие третьего лица исключено.
Согласно исламскому каноническому праву, второй вид искусственного оплодотворения является дозволенным. А первый вид подпадает под категорию запретного, так как использование чужой яйцеклетки или спермы, а также вынашивание плода суррогатной матерью ведёт к смешению генеалогического древа ребёнка. В шариате данный способ квалифицируется как «зина» (прелюбодеяние). Оплодотворение яйцеклетки женщины сперматозоидами (мужскими половыми клетками) чужого мужчины является запретным. Учёные-богословы выделяют две основные причины этого запрета:
    1. оплодотворение осуществляется при участии половых клеток чужого мужчины или чужой женщины, а по шариату такой метод не дозволен. В хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
    لا يحل لامرئ يؤمن بالله و اليوم الآخر أن يسقي ماءه زرع غيره. (ابوداؤد باب وطئ السبايا) «Не дозволено тому, кто верует в Аллаха и в Судный день, поливать (оплодотворять) своей водой (спермой) то, что посеяно другим (человеком)».
    В этом изречении посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил оплодотворять чужую женщину своим семенем. То же самоекасается и женщины, то есть ей запрещается оплодотворяться посредством смешения собственной яйцеклетки с семенем чужого мужчины.
    2.Нарушение генеалогического древа ребенка. Шах Валиуллах Дехляви пишет:
    ومنها براءة رحمها من ماءه لئلا تختلط الأنساب فإن النسب أحد ما يتشاح به ويطلبه العقلاء وهو من خواص نوع الإنسان ومما امتاز به من سائر الحيوان. «Одна из премудростей «′идды» (период выжидания после развода, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж) заключается в том, что за это время можно удостовериться в отсутствии в матке разведённой женщины семени бывшего мужа, чем предотвратить смешение родословной. Поистине, родословная – это одна из ценностей, к которой проявляет бережность и которую стремится сохранить в чистоте (обезопасить) разумный человек, и этим, в том числе, он отличается от животных.
Автор статьи:
Татиков Рафаил