KGRU darulifta.kg@mail.ru | г. Бишкек, ул. Гоголя 57, 720021
Отдел фетв, религиозной литературы
и стандартизации «халяль» духовного
управления мусульман кыргызстана

Чем муж обязан обеспечивать свою жену?

Чем муж обязан обеспечивать свою жену?

Согласно шариату, муж в обязательном порядке должен достойным образом обеспечивать свою жену всем необходимым. Это обязанность ложится на мужа, потому что, в первую очередь, жене надлежит хранить семейный очаг и заниматься домашними делами: уборкой дома, приготовлением еды, стиркой одежды, уходом за детьми и прочее. Если обязать женщину содержать себя, то это будет несправедливо. Подтверждением этого служит тот факт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) возложил обязанности по дому на Фатиму (да будет доволен ею Аллах), а обязанности, связанные с обеспечением, – на Али (да будет доволен им Аллах). Необходимость обеспечения мужем жены вопросов не вызывает, потому в данной статье мы обратимся к более актуальной теме: чем именно должен обеспечивать муж свою жену и сколько он должен расходовать на ее содержание. В шариате такие расходы называются термином «нафака». Об этом мы и расскажем далее.

Обязанность мужа

Итак, согласно шариату, муж обязан обеспечивать свою жену всем необходимым. Даже если его жена – богатая женщина, она не обязана себя обеспечивать. Так как обеспечение жены возлагается на мужа не только потому, что в этом есть необходимость, а потому что она связана узами брака и фактически находится в распоряжении своего мужа. В Коране сказано:

«Мужчины руководят женщинами потому, что Аллах дал одним (т.е. мужчинам) преимущество над другими (т.е. над женщинами), и потому, что они расходуют (на женщин) из своего имущества» (ан-Ниса, 34).

Обеспечивать свою жену муж обязан, а быть обеспеченной мужем – это одно из основных прав жены. Слово «нафака» буквально означает «расходы, траты Как термин шариата слово используется в значении «расходы мужа на содержание семьи». То есть обеспечение жены пропитанием, одеждой и жильем. Нафака является обязанностью (ваджиб) мужа. Этот мнение подтверждено Кораном, Сунной, иджмой, а также обосновывается рациональными доводами.

Доказательство из Корана

В Коране сказано:

«Поселяйте их (т.е. женщин, получивших развод) там, где вы живете сами – по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их» (ат-Талак, 6).

В другом аяте сказано:

«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах» (ат-Талак, 7).

Доказательство из Сунны

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время хаджа в прощальной проповеди сказал:

«……А то, что касается их прав, то вы должны обеспечить их пропитанием и одеждой достойным образом».

В другом хадисе сказано, что у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили:

«Какие права есть у жены на мужа?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Корми её из того, что сам ешь. Одевай её из того, что сам надеваешь. Не бей по лицу и не оскорбляй её. Не разделяй с ней ложе кроме как (внутри) дома».

Мнение ученых

Согласно единогласному мнению всех ученых-муджтахидов, а также представителей четырех мазхабов, нафака является обязанностью мужа, кроме случая, когда жена проявляет непокорность ему. Непокорную жену называют термином «нашиза». Более подробно об этом качестве мы расскажем в следующей статье.

Почему содержание жены возлагается на мужа?

Женщина связана узами брака, выполняет домашнюю работу, ухаживает за детьми, за мужем и занимается прочими делами по хозяйству. Все это входит в её обязанности, и поэтому она не может зарабатывать, чтобы содержать себя. По этой причине её содержание шариат возложил на мужа. Получается, что нафака – это воздаяние за то время, которое она выделяет на домашние хлопоты и на заботу о супруге. Поэтому справедливо, что обязанность обеспечения Всевышний Аллах возложил на мужа.

В каких случаях муж не обязан обеспечивать жену?

  • Если жена не живет с мужем, то в таком случае муж не обязан её обеспечивать. А если она живет, например, с родителями, с разрешения мужа, тогда он должен обеспечивать.
  • Если женщина работает за пределами дома с разрешения мужа, то он обязан её обеспечивать, а если без разрешения – нет.
  • Женщина может выполнять работу на дому, если это не вредит её здоровью и красоте. Однако муж может потребовать оставить эту работу, если работа вредит её здоровью, а в случае неповиновения применить меры.
  • Муж должен обеспечивать жену в состоянии болезни, даже если она лечится в доме родителей. Но если муж потребует вернуться и проводить лечение дома, то она должна проявить послушание и вернуться домой, конечно, если это не усугубит состояние заболевшей.
  • Если жена без разрешения мужа поедет в хадж, то, согласно ханафитскому мазхабу, муж не обязан нести её расходы до тех пор, пока она не вернется. Однако имам Абу Юсуф считает, что он обязан оплатить расходы, но только на проживание, а не на переезд, билет и т.д.
  • Также муж обязан обеспечивать жену и в тех случаях, когда его посадили в тюрьму, или он заболел, или у него есть какой-либо изъян или болезнь, по причине которых интимная близость с ним невозможна.
  • Если интимная близость невозможна по причине болезни или изъяна жены, и муж знал об этом во время заключения брака, то он обязан её обеспечивать.

Обязан ли муж выделять средства на медицинские потребности жены?

Из содержания фетв следует, что муж не обязан выделять средства на медицинские потребности жены. Однако ученые наших дней считают, что лечить жену, если она заболеет, тоже входит в обязанности мужа. А заключение ранних ученых основывалось на том, что в те времена, во-первых, болезнь была явлением нечастым и в их понимании не входила в необходимые расходы, во-вторых, лечение в то время было домашним, с использованием народных средств, а не таких дорогостоящих, как сегодня. В наше время люди считают, что траты на лечение и поддержание здоровья обязательны. Поэтому ученые дали фетву, что расходы на медицинские потребности жены – обязанность мужа точно так же, как обеспечение всем необходимым для здоровья детей – обязанность отца.

Что входит в обеспечение и каков его размер?

Обеспечение включает в себя основные три категории:

  1. Продукты питания.
  2. Одежда.
  3. Жилье. Обеспечение всем, что необходимо для содержания дома и полноценного, достойного проживания в нем, — это также обязательный расход мужа.
  • Также факыхи добавили в настоящее время, как было сказано выше, расходы на лечение и поддержание здоровья.
  • Муж может выделить ей деньги, чтобы она сама тратила на свои нужды, а может сам покупать все необходимое.
  • Если жена не работает, то мужу следует выделять ей средства на карманные расходы.
  • Конкретные суммы расходов определяются с учетом социального и материального состояния мужа и жены, а также обычаев, традиций, времени года в данной местности.

Как определяется семейный бюджет?

Обычно супруги сами определяют свой семейный бюджет, и кади (судья) не вмешивается в финансовые дела семьи. Но если муж не выделяет средства и не обеспечивает жену как положено, то в таком случае кади может сам установить определенную сумму, которую муж будет обязан расходовать на свою жену.

Предметы роскоши

Муж не обязан покупать жене предметы роскоши, а также дорогие вещи, без которых вполне можно обойтись.

Золотая середина

С одной стороны, муж должен обращаться со своей женой достойным образом: не быть скупым и расходовать на свою жену с радостью и любовью, в меру своих возможностей. Потраченные средства на жену и на детей засчитаются как садака (пожертвование) на пути Аллаха. В хадисе сказано:

«Чтобы ты ни потратил ради лика Аллаха, ты будешь вознагражден даже за тот кусочек, который ты положил в рот своей жены». (Бухари)

В другом хадисе сказано:

«….Чем бы ты ни накормил своих детей – это для тебя садака, чем бы ты ни накормил свою жену – это для тебя садака…» (Муснад Ахмад)

Но в то же время не нужно быть расточительным. В Коране сказано:

«Когда они расходуют, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (аль-Фуркан, 67).

С другой стороны, жена должна быть не слишком требовательна не только в материальных запросах, но и в семейных отношениях в целом, довольствуясь малым (при условии, что муж будет выполнять свои обязательства по её обеспечению). Во многих хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) есть указания на то, что жена должна требовать только то, что ей необходимо и в достаточном, а не в избыточном количестве. Согласно хадису, который передал имам Муслим, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пригрозил уединиться от своих жен на целый месяц из-за того, что они потребовали увеличить расходы на их обеспечение. Также Посланник Аллаха сказал Хинде, жене Абу Суфьяна, чтобы она брала на расходы семьи из имущества мужа столько, сколько для неё достаточно, и не брала сверх этого. Посланник Аллаха сказал:

«….Бери из его имущества, столько, сколько будет достаточным для тебя и твоих детей».

Как построить крепкие семейные отношения?

Если супруги будут только лишь требовать друг от друга, ничего не отдавая на благо общих семейных ценностей, то постепенно чувства угаснут и отношения придут в тупик. Крепкие отношения держатся на уважении, любви и взаимопонимании между супругами. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал женщине проявлять послушание, уважение и любовь к мужу, с другой стороны, мужу предписано обращаться с женой мягко, заботиться о ней, защищать её, удовлетворять её потребности, не унижать, не бить её и быть щедрым в расходах. В целом, хорошее отношение к супруге Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал критерием наилучшего нрава и высокой морали. Пусть Всевышний Аллах поможет мужьям хорошо относиться к своим женам. Аминь. لا تجب النفقة على الغير إلا بسبب الحاجة فمن كان ذا مال فنفقته في ماله سواء كان صغيرا أو كبيرا غلا الزوجة فإن نفقتها تجب على الزوج ولو كانت موسرة لأن نفقتها لم تجب للحاجة وإنما بسبب احتباسها لحق الزوح. (الفقه الإسلامي وأدلته ج: ٧ ص: ٧٧٩ ط: دار الفكر)

Автор статьи:
Татиков Рафаил