Удерживание товара и завышение цен
Всевышний Аллах разрешил любому человеку вести торговлю с целью обеспечения собственных потребностей и нужд своей семьи. Посредством торговли люди несут друг другу добро, поскольку она дает возможность одним заработать, а другим – законно приобрести те или иные блага. Однако это касается только честной торговли, в которой обе стороны – покупающая и продающая – уважают друг друга и действуют по взаимному согласию.Так, Всевышний Аллах в Коране говорит:
Всевышний Аллах и его Посланник учат нас быть милосердными, сострадательными, думающими о потребностях других. Наживаться на нуждах и страданиях людей, когда ощущается нехватка продуктов в магазинах, медицинских препаратов и принадлежностей – в аптеках, с точки зрения Священного Корана, Благородной Сунны, а также по единогласному мнению мусульманских ученых, запрещается. Такого торговца должно остановить понимание, что за подобные деяния он может поплатиться здоровьем и имуществом, а в День Суда быть подвергнутым мучительной расплате за грех. Греховной считается любая деятельность, направленная на необоснованное и искусственное завышение цен.
Поэтому мы призываем братьев мусульман в эти трудные для нас дни помогать людям! Стоит помнить, что сегодня забота друг о друге и взаимная поддержка неизмеримо выше интересов личного обогащения!
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ إِلَّا أَن تَكُونَ تِجَارَةً عَن تَرَاضٍ مِّنكُمْ (سورة النساء، الآية ٢٩)К сожалению, не каждая торговля приносит благо. Если вместо пользы она идет во вред, а также путем неоправданного завышения цен, монополизации и спекуляции направлена на личное обогащение лишь одной из сторон, тогда такая торговля запрещается и считается грехом.В хадисе сказано:
Перевод: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «ан-Ниса» (Женщины), 29 аят).
عن عمر بن الخطاب قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: "الجالب مرزوق والمحتكر ملعون" (رواه ابن ماجه ج: ٢ ص:٧٢٨ دار الإحياء).Комментарии: Под «предоставляющим» здесь подразумевается тот человек, который снабжает людей необходимыми предметами быта, продуктами и пр., доставляя эти товары из других мест или производя их. Под «удерживающим» имеется в виду «мухтакир». Мухтакир – это такой торговец, который с целью наживы скупает жизненно необходимый товар и не продает его в ожидании повышения на него цены и увеличения спроса, тем самым преследуя исключительно личные выгоды. Так как это приносит вред мусульманам, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил такой вид деятельности. В другом хадисе сказано:
Умар бин аль-Хаттаб говорит, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Предоставляющий товар будет вознагражден, а удерживающий – проклят».
عن معمر بن عبد الله بن نضلة قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: "لا يحتكر إلا خاطئ" (رواه ابن ماجه ج: ٢ ص:٧٢٨ دار الإحياء).Еще в одном хадисе сказано:
М‘амар бин Абдулла бин Надля сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Удерживает товар только грешник».
عن عمر بن الخطاب قال: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: "من احتكر على المسلمين طعاماضربه الله بالجذام والإفلاس" (رواه ابن ماجه ج: ٢ ص:٧٢٨ دار الإحياء).
Умар бин аль-Хаттаб говорит, что он слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждал: «Кто удержит от мусульман продукты питания, Аллах поразит его проказой (лепрой) и разорением».
عن ابن عمر رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: "من احتكر طعاما أربعين يوما فقد برئ من الله تبارك وتعالى، وبرئ الله تبارك وتعالى منه" (رواه ابن أبي شيبة في مصنفه ج: ٥ ص: ٤٧ ط:دار الفكر).
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто удержит продукты на сорок дней, тот свободен от Аллаха, и Аллах свободен от него».
عن عمر رضي الله عنه قال: "من احتكر طعاما ثم تصدق برأس ماله والربح لم يكفر عنه" (رواه ابن أبي شيبة في مصنفه ج: ٥ ص: ٤٧ ط:دار الفكر).
Перевод: « Удержавший продукты не сможет искупить этот грех, даже если потом он раздаст их в качестве милостыни или разделит полученную прибыль».
عن فروخ مولى عثمان رضي الله عنه: "أن عمر رضي الله عنه، وهو يومئذ أمير المؤمنين، خرج إلى المسجد، فرأى طعاما منثورا، فقال: ما هذا الطعام؟ فقالوا: طعام جلب إلينا. قال: بارك الله فيه وفيمن جلبه. قيل: يا أمير المؤمنين، فإنه قد احتكر. قال: ومن احتكره؟ قالوا: فروخ مولى عثمان وفلان مولى عمر. غأرسل إليهما، فدعاهما، فقال: ما حملكما على احتكار طعام المسلمين؟ قالا: يا أمير المؤمنين! نشتري بأمولنا ونبيع. فقال عمر: سمعت رسول الله صلى الله عايه وسلم يقول: "من احتكر على المسلمين طعامهم ضربه الله بالإفلاس أوالجذام. فقال: فروخ عند ذلك: يا أمير المؤمنين! أعاهد الله وأعاهدك أن لا أعود في طعام أبدا. وأما مولى عمر، فقال: إنما نشتري بأموالنا ونبيع. قال: أبو يحيى: فلقد رأيت مولى عمر مجذوما". (مسند أحمد ١: ٢٨٣)
Фаррух передает, что однажды Умар (да будет доволен им Аллах), будучи в то время правителем мусульман, вышел из мечети и увидел разложенные продовольственные товары и спросил: «Что это за продукты?» Люди ответили: «Эти продукты привезли для нас». Тогда он сказал: «Пусть Аллах даст благословение этим продуктам и тому, кто их привез». Умару (да будет доволен им Аллах) сказали: «Однако их (скупили и) удерживают (от продажи). Он спросит: «Кто удерживает?» Люди ответили: «Фаррух, вольноотпущенник Усмана, и некий вольноотпущенник Умара». Тогда он послал за ними, а когда их привели, спросил: «Что заставило вас удерживать продукты от продажи мусульманам?» Они ответили: «О правитель верующих, мы купили их за свои средства и будем продавать». На что Умар ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тот, кто (скупив) удержит от мусульман предназначенные им продукты, того Аллах поразит проказой или разорением». Услышав это, Фаррух воскликнул: «О правитель верующих, Я даю свое обещание Аллаху и вам, что впредь никогда не буду так поступать в отношении продуктов!» А Умар, напротив, возразил: «Мы покупаем на свои средства и продаем». Абу Яхья заявил: «Поистине, я видел вольноотпущенника Умара прокаженным», и этими словами подтвердил неотвратимость наказания за такой грех.
ونقل الرهوني عن الباجي أن ابن رشد قال: "إذا وقعت الشدة، أمر أهل الطعام بإخراجه مطلقا، ولو كان جالبا أوكان من زراعته". (مأخوذ من فقه البيوع ج: ٢ ص: ٩٩٨)А перекупивших и держащих товар у себя на хранении это касается тем более. Точно такое же мнение передает Алляма Касани от имама Абу Юсуфа. Ученые ханафитского мазхаба считают: если торговец отказывается продавать товар, то наделённые властью имеют право заставить его сделать это.
Ибн Рушд сообщает: «Когда наступает нехватка продуктов, разрешается принудить торговцев предоставить свои продовольственные товары вне зависимости от того, доставил он их или сам произвел».
Всевышний Аллах и его Посланник учат нас быть милосердными, сострадательными, думающими о потребностях других. Наживаться на нуждах и страданиях людей, когда ощущается нехватка продуктов в магазинах, медицинских препаратов и принадлежностей – в аптеках, с точки зрения Священного Корана, Благородной Сунны, а также по единогласному мнению мусульманских ученых, запрещается. Такого торговца должно остановить понимание, что за подобные деяния он может поплатиться здоровьем и имуществом, а в День Суда быть подвергнутым мучительной расплате за грех. Греховной считается любая деятельность, направленная на необоснованное и искусственное завышение цен.
Поэтому мы призываем братьев мусульман в эти трудные для нас дни помогать людям! Стоит помнить, что сегодня забота друг о друге и взаимная поддержка неизмеримо выше интересов личного обогащения!