Как хоронить в условиях пандемии коронавируса
Ислам наделил людей определенными правами как во время жизни, так и после смерти. Умерший человек также имеет право на то, чтобы в отношении него были исполнены все предписания к ритуалу погребения: обмывание, одевание в саван, совершение похоронной молитвы. Этими правами человека наделяет как Ислам, так и конституция и законы государства.
Обмывание умершего (гусль)
– Обмывание по Сунне тех, кто скончался от коронавируса, точно так же, как и других умерших, является обязательным (фард кифая).
في الدر: (والصلاة عليه) صفتها (فرض كفاية) بالإجماع فيكفر منكرها لأنه أنكر الإجماع قنية (كدفنه) وغسله وتجهيزه فإنها فرض كفاية (رد المحتار ٢/٢٠٧ ط: سعيد).
– В процессеобмывания тем, кто это делает, допустимо пользоваться средствами индивидуальной защиты (перчатками, маской), в случае необходимости можно добавить антисептик в воду, которой обмывают умершего.
– Обмывание тела – это первоочередное право родственников усопшего, но если по каким-то причинам им не разрешают его совершить, то соблюдение данного важнейшего религиозного ритуала становится обязанностью тех учреждений, которые имеют доступ к телу умершего. Если тело умершего не обмыли, то грех за это будет лежать на них.
في الرد: إذا لم يكن للمسلم قريب مسلم فيتولى تجهيزه المسلمون (٢/٢٣١ ط: سعيد).
Завертывание в саван умершего
– Завертывание в саван, как и омытие тела, является обязанностью мусульман (фард кифая). Если похоронить, не завернув в саван, то грех будет на тех, кто допустил это.
في الرد: (قوله ويسن في الكفن إلخ) أصل التكفين فرض كفاية وكونه على هذا الشكل مسنون شرنبلالية (رد المحتار ٢/٢٠٢ ط: سعيد).
– В соответствии с Сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) наилучший саван для мужчин – это три полотнища, для женщин – пять.
في الدر: (ويسن في الكفن له إزار وقميص ولفافة وتكره العمامة) للميت (في الأصح)… (ولها درع) أي قميص (وإزار وخمار ولفافة وخرقة تربط بها ثدياها) وبطنها (رد المحتار ٢/٢٠٢-٢٠٣ ط: سعيد).
– Допускается ограничиться (кафан аль-кифая) для савана женщины тремя полотнищами: изаром, лифафой и химаром. Для мужчины достаточный саван – это изар и лифафа. Использовать меньшее количество полотнищ не допускается (макрух).
والكفاية في حقه أن يقتصر على إزار ولفافة وفي حقها على إزار ولفافة وخمار (حلبي كبير ص:٥٨٠ ط: دار سعادت).
في الدر: (وكفاية له إزار ولفافة) في الأصح (ولها ثوبانو خمار) ويكره أقل من ذلك (رد المحتار ٢/٢٠٣-٢٠٤ ط: سعيد).
– Минимальный необходимый саван (кафан ад-дарура) – это когда все тело заворачивается полотнищем в один слой.
في الدر: (وكفن الضرورة لهما ما يوجد) وأقله ما يعم البدن (رد المحتار ٢/٢٠٤ ط: سعيد).
– При необходимости разрешается поместить тело умершего, завёрнутое в саван, в специальный пакет.
– Если в медицинском учреждении по всем правилам шариатаомыли тело, завернули в саван и уложили в специальный пакет, то не нужно его открывать, совершать омытие и заворачивать в саван заново.
– Даже если медики омыли умершего, но, не завернув в саван, поместили в специальный пакет, то этого достаточно.
في الرد: (قوله لا بأس إلخ) أشار إلى أن خلافه أولى وهو بياضه من القطن. وفي جامع الفتاوى: ويجوز أن يكفن الرجل من الكتان والصوف لكن الأولى القطن. وفي التاجية: ويكره الصوف والشعر والجلد إلخ (رد المحتار ٢/٢٠٥ ط: سعيد).
– Если трудно совершать обмывание умершего, потому что тело начало разлагаться или есть другие причины, то можно облить все тело водой из шланга так, чтобы не осталось сухого места. Хотя так делать нежелательно, но при необходимости этого достаточно.
ولو كان متفسخا يتعذر مسحه كفى صب الماء عليه كذا في التاتارخانية (الفتاوى الهندية ١/١٥٨ ط: رشيديه).
Погребальная молитва (джаназа намаз)
– Совершение погребальной молитвы над умершим является обязанностью мусульман (фард кифая). Если похоронить без неё, то грех будет на всех, кто об этом знал.
في الدر: (والصلاة عليه) صفتها (فرض كفاية) بالإجماع فيكفر منكرها لأنه أنكر الإجماع قنية (كدفنه) وغسله وتجهيزه فإنها فرض كفاية (رد المحتار ٢/٢٠٧ ط: سعيد).
– При совершении погребальный молитвы следует соблюдать несколько правил:
- Тело умершего должно быть обмыто (гусль), а также место, на котором совершается похоронная молитва, должно быть чистым;
- Тело умершего (или его большая часть) должно располагаться перед имамом, совершающим намаз;
- Тело не разрешается класть высоко или держать на руках, но можно положить его на погребальные носилки;
– Тело не должно находиться слишком далеко от имама, т.е. больше, чем на расстоянии в два ряда стоящих (сидящих) участников погребального ритуала.
– Между телом умершего и имамом не должно быть никакой преграды.
– Если тело отсутствует (то есть, как бы имам читает молитву заочно), тогда похоронная молитва не проводится. Согласно ханафитскому мазхабу, таким образом проводить погребальную молитву не разрешается.
في الدر: (وشرطها) ستة (إسلام الميت وطهارته)… (ووضعه) وكونه هو أو أكثره (أمام المصلي) وكونه للقبلة فلا تصح على غائب ومحمول على نحو دابة وموضوع خلفه، لأنه كالإمام من وجه دون وجه لصحتها على الصبي، وصلاة النبي صلى الله عليه وسلم على النجاشي لغية أو خصوصية (رد المحتار ٢/٢٠٧-٢٠٩ ط: سعيد).
– В ситуации пандемии, в отличие от обычных условий, когда это нежелательно, можно соблюдать дистанцию между участниками погребальной молитвы.
(إذا استقل أهل الجنازة): أي عدهم قليلاً، وفي رواية الترمذي قال: كان مالك بن هبيرة إذا صلى على جنازة فتقال الناس عليها جزّأهم ثلاثة أجزاء، هو تفاعل من القلة: أي رآهم قليلاً. والحديث فيه دليل على أن من صلى عليه ثلاثة صفوف من المسلمين غفر له، وأقل ما يسمى صفًّا رجلان، ولا حد لأكثره، كذا في النيل، (جزّأهم): بالتشديد أي فرقهم وجعل القوم الذين يمكن أن يكونوا صفًّا واحدًا، (ثلاثة صفوف للحديث): وفي جعله صفوفًا إشارة إلى كراهة الانفراد (عون المعبود شرح سنن أبي داؤد ٨/٤٤٨ ط:)
– Если умершего похоронили без совершения погребальной молитвы, то, пока тело не начнет разлагаться, разрешается совершить погребальную молитву над его могилой.
في الرد: (قوله فيصلي على قبره بلا غسل) أي قبل أن يتفسخ كما سيأتي، عند المصنف وإن دفن بلا صلاة (رد المحتار ٢/٢٠٧ ط: سعيد).
Захоронение умершего
– Предать умершего земле тоже является совместной обязанностью мусульман (фард кифая). Если тело не захоронили в земле, то грех будет лежать на всех, кто это допустил.
– Во время захоронения следует соблюдать все предписания и рекомендации Минздрава.
في الدر: (والصلاة عليه) صفتها (فرض كفاية) بالإجماع فيكفر منكرها لأنه أنكر الإجماع قنية (كدفنه) وغسله وتجهيزه فإنها فرض كفاية (رد المحتار ٢/٢٠٧ ط: سعيد).
Сжигание тела
– Согласно учению Ислама, не разрешается сжигать тело человека. Это является недозволенным. Сжигание унижает умершего и лишает его права на достойное захоронение. В хадисах повествуется о запрете на такое действие, потому что наказание огнем – право лишь Всевышнего Аллаха, и никого нельзя наказывать таким образом, даже животных, не говоря о людях.
(ككسره حيًّا)" يعني في الإثم كما في رواية. قال الطيبي: إشارة إلى أنه لايهان ميتًا كما لايهان حيًّا. قال ابن الملك: وإلى أن الميت يتألم. قال ابن حجر: ومن لازمه أنه يستلذ بما يستلذ به الحي، انتهى. وقد أخرج ابن أبي شيبة عن ابن مسعود قال: "أذى المؤمن في موته كأذاه في حياته"، (قاله في المرقاة عون المعبود شرح سنن أبي داؤد ٩/٢٤)
– В хадисе сказано:
عن عبد الرحمن بن عبد الله عن أبيه قال: كنا مع رسول الله صلى الله عليه وسلم فى سفر فانطلق لحاجته فرأينا حمرةً معها فرخان، فأخذنا فرخيها، فجاءت الحمرة فجعلت تفرش، فجاء النبى صلى الله عليه وسلم فقال: " من فجع هذه بولدها؟ ردوا ولدها إليها". ورأى قرية نمل قد حرقناها، فقال: "من حرق هذه؟" قلنا: نحن. قال: " إنه لاينبغي أن يعذب بالنار إلا رب النار" (رواه أبو داؤد)
Перевод: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что мы сожгли муравейник, и сказал: «Кто сделал это?»Мы ответили: «Мы». Тогда он сказал: «Наказывать огнем не имеет права никто, кроме Господа огня (т.е. кроме того, кто его создал)».
– В нынешних условиях пандемии похоронные мероприятия не должны проводиться при большом количестве (скоплении) людей. Данное санитарное требование специалистов необходимо соблюдать, поскольку во время карантина это уменьшает риск заражения опасной инфекцией.