KGRU darulifta.kg@mail.ru | г. Бишкек, ул. Гоголя 57, 720021
Отдел фетв, религиозной литературы
и стандартизации «халяль» духовного
управления мусульман кыргызстана

Вопросы относительно торговли с рассрочкой

Вопросы относительно торговли с рассрочкой

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного

Хвала Всевышнему Аллаху, мир и благополучие нашему любимому Пророку, да благословите его Аллах и приветствует

Во всех странах сегодня допускается покупка товаров в рассрочку, когда у людей нет возможности совершать это за наличные деньги. Однако вопросов, связанных с таким видом торговой сделки, остаётся немало. Мы решили дать разъяснения в аспекте шариата, дабы с помощью Всевышнего облегчить читателю понимание этого вопроса. 

Торговля в рассрочку считается торговлей в долг, когда продавец передаёт товар непосредственно в руки покупателю, а покупатель приобретает его и обязуется расплатиться в установленный договором срок. Такая выплата может быть не единовременной, а частями в рассрочку, о чем стороны тоже предварительно договариваются.

При торговле в рассрочку допускается продать товар выше его стоимости. Для этого продавец и покупатель должны заранее договориться о цене.

            أما الأئمة الأربعة و جمهور الفقهاء و المحدثين، فقد أجازوا البيع المؤجل بأكثر من سعر النقد، بشرط أن يبتَّ العاقدان بأنه بيع مؤجل بأجل معلوم، و بثمن متفق عليه عند العقد (بحوث في قضايا فقهية معاصرة ١/١٢)

Продавец вправе назначить за свой товар цену, которая будет зависеть от сроков выплаты, ведь если рассрочка растянется, например, на несколько лет, и за это время случится инфляция, то продавец рискует не вернуть стоимость товара. При этом одно из требований шариата, согласно которому такая сделка будет разрешённой (халал),   это обязательный предварительный договор с указанием точной стоимости товара и сроков его оплаты. Договор, где не указана такая информация, и покупатель при оплате станет руководствоваться только своей платежеспособностью, не считается действительным. Такая торговая сделка нежелательна. 

            فلو قال البائع مثلا: إن أديت بالثمن بعد شهر، فالبضاعة بعشرة، و إن أديته بعد شهرين، فهو بإثني عشر، و افترقا على ذلك بدون تعيين أحد هذه الشقوق، زعما من المشتري أنه سوف يختار منها ما يلائمه في المستقبل، فإن هذا البيع حرام بلإجماع (بحوث في قضايا فقهية معاصرة ١/١٤)

Покупающий в рассрочку может добровольно оставить продающему в залог что-либо из своего имущества в качестве гарантии оплаты. Разрешено и самому продавцу потребовать от покупателя оставить залог. В случае, если покупатель не сможет расплатиться за товар, то, продав оставленное покупателем имущество, продавец сможет тем самым возвратить свои деньги. Однако самому продавцу пользоваться имуществом, оставленным в залог, нельзя. Оно должно быть продано или оставаться в неприкосновенности до возврата покупателем своего долга. 

            فلو قال البائع مثلا: إن أديت بالثمن بعد شهر، فالبضاعة بعشرة، و إن أديته بعد شهرين، فهو بإثني عشر، و افترقا على ذلك بدون تعيين أحد هذه الشقوق، زعما من المشتري أنه سوف يختار منها ما يلائمه في المستقبل، فإن هذا البيع حرام بلإجماع (بحوث في قضايا فقهية معاصرة ١/١٤)

Некоторые продавцы, чтобы получить деньги раньше оговоренного срока, уменьшают сумму долга. Приведём пример:  Асан должен Усену 1000 сомов. Данный долг он должен возвратить в конце месяца. Но Усен, чтобы получить свой долг быстрее, предлагает Асану 900 сом раньше выплатить, а оставшиеся 100 сом – простить. По единодушному мнению большинства алимов, такая сделка считается неправильной. Потому что деньги, выплаченные ранее установленного времени платежа, приравниваются к полученным ростовщичеством (риба), так же как и деньги, превышающие сумму фактического долга.

و رجح جمهور الفقهاء جانب الحرمة؛ لأن زيادة الدين في مقابلة التأجيل ربا صراح، فكذلك الحط من الدين بإزاء التعجيل في معناه (بحوث في قضايا فقهية معاصرة١/٢٦)

Автор статьи:
Зарылбеков Бектен