KGRU darulifta.kg@mail.ru | г. Бишкек, ул. Гоголя 57, 720021
Отдел фетв, религиозной литературы
и стандартизации «халяль» духовного
управления мусульман кыргызстана

Этикет салама (приветствия) в Исламе

Этикет салама (приветствия) в Исламе

В Исламе приветствие совершается определенными словами, которым научил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) свою общину, а также другие посланники. История приветствия (салама) уходит своими корнями к Адаму ( мир ему). После создания Адама Всевышний Аллах сказал ему: “Иди и поприветствуй Ангелов, сидящих в отдалении, и слушай внимательно их ответное приветствие, так как это будет форма приветствия твоего потомства. После чего Адам (мир ему) подошёл к ангелам и поприветствовал словами “ас-Саламу ′алейкум(السلام عليكم), ангелы ответили словами “ Ва ′алейкумус-салам” (وعليكم السلام).  Поэтому форма приветствия в Исламе выражается словами “ас-Саламу ′алейкум” (السلام عليكم). Слово “ас-Салам” переводится с арабского как “мир”, “безопасность”, “благополучие”, “здравие”. Также Ас-салам является одним из прекраснейших имён Всевышнего Аллаха, которое означает “Дарующий мир и сохранность”, а также “Не имеющий никаких недостатков”. Эти слова имеют всеобемлющий смысл, которые означают несколько вещей:

1) во-первых, это зикр Аллаха, то есть, говоря эти слова раб Аллаха поминает своего Господа;

2) во-вторых, это напоминание брату мусульманину об Аллахе, о  Его милости и благах, которыми он даровал своих рабов;

3) в-третьих, это дуа (молитва) за брата мусульманина: приветствуя мы как будто говорим: “Я желаю вам мира, благополучия и здравия от Всевышнего Аллаха и защиту от всего плохого”;

4) в-четвёртых, это обещание со стороны приветствующего: “Я желаю вам мира и благополучия и  не причиню вам никакого вреда и страданий, т.е. вы находитесь в безопасности от моего зла”.  Тот, кто приветствует первым, говорит:  “Ас-саламу ′алейкум”, а кто отвечает на приветствие, говорит: “ Ва ′алейкумус-салам”. Тем самым два брата мусульманина, приветствуя друг друга, как будто обещают друг другу, что не доставят друг другу никакого вреда и не сделают друг другу ничего плохого.

Приветствовать  первым, посредством слов “ас-Саламу ′алейкум” является сунной, а отвечать на приветствие словами “Ва ′алейкумус-салам”  является важибом т.е. обязательным, так как это право брата-мусульманина. В хадисе говорится, что отвечать на приветствие является обязанностью мусульманина.

Этика салама

– Произносить слова приветствия нужно правильно. Таких варианта два: “Ас-саламу ′алейкум” или “Саламун ′алейкум”. Говорить “Салам ′алейкум” или “Саламу ′алейкум” по мнению некоторых учёных неправильно, по их мнению приветствие в такой форме не соответствует сунне.

– Тот, кто приветствует первым, получает награду больше, а тот, кто отвечает вторым, получает награду меньше.

– Приветствовать надо всех мусульман, тех кого знаешь и даже тех кого не знаешь.

– При входе в мечеть надо приветствовать, находящихся внутри. Но порядок приветствия такой: если вы зашли в мечеть и все, кто в мечети  совершают намаз или читают Коран, т.е. заняты поклонением, то приветствовать не нужно. Если никто не занят поклонением, надо поприветствовать. А если некоторые заняты поклонением, а некоторые нет,  то в таком случае по желанию, можно поприветствовать, а можно не приветстсвовать.

– Если кто-либо подошёл к группе людей и поприветствовал только определенного человека, например, подошедший сказал: “ас-Саламу ′алейкум, Абдулло”, то другим отвечать на приветствие не обязательно, однако Абдулло должен ответить.

– Младший приветствует старшего.

– Проходящий приветствует сидящего. 

– Проезжающий верхом или на машине приветствует стоящего или проходящего.

 – Приветствовать всех, даже незнакомых мусульман, является сунной и причиной саваба (наград).

– При входе в пустой дом или в пустую мечеть, надо сказать” ас-Саламу ′алейна ва ′аля ибадилахис-солихин” (السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين).

– Если вы пришли на кладбище, то поприветствовать надо такими словами: “ас-Саламу ′алейна яйа ахляль кубур антум лана салафун ва нахну лакум табун” (السلام علينا يا اهل القبور انتم لنا سلف و نحن لكم تبع).

– Приветствовать можно без большого и малого омовения.

– Во время азана, хутбы (проповеди) жума и айт намаза приветствовать не нужно. А если кто-либо поприветствовал, то отвечать не обязательно.

– Прежде чем начать разговор нужно поприветствовать, а потом уже переходить к разговору.

– Не нужно приветствовать того, кто читает Коран или преподает, так как это станет причиной неудобства.

– Если кто-либо что-то рассказывает, то его приветствовать тоже не нужно.

– Если кто-либо выходит выступать с речью, то необязательно приветствовать словами “ас-Саламу ′алейкум”.

– Не нужно приветствовать того, кто кушает или справляет нужду, если кушающего или справляющего нужду кто-то поприветствовал, то ему не  обязательно отвечать.

– Нежелательно приветствовать того, кто совершает намаз или читает Коран.

– Также нежелательно приветствовать того, кто занят чтением книг, заучиванием урока или  Корана.

– Если люди слушают проповедь или ведут между собой оживленную дискуссию, то пришедшему не желательно приветствовать, привлекая их внимание к себе.

– Если человек занят преподованием ему не обязательно отвечать на салам.

– Если кому-то передали салам от третьего лица, то отвечать надо такими словами “Ва ′алейхим ва ′алейкумус-салам” (وعليهم وعليكم السلام), ответить обычным приветствием:“Ва ′алейкумус-салам” (وعليكم السلام), тоже достаточно.

– Если один поприветствовал со стороны всей группы, то остальным приветствовать не обязательно, таким же образом если один  ответил со стороны всей группы, то остальным отвечать не обязательно.

– Если кого-либо поприветствовали словами “ас-Саламу ′алейкум”, то отвечающему нужно ответить словами, а не просто кивнуть головой или махнуть рукой.

– В ответ на салам желательно добавить “ва рохматуллохи” (ورحمة الله), а если добавить “ва барокатуху” (وبركاته), то будет ещё лучше. Помимо этих слов добавлять другие слова не нужно.

– Если кому-то пришло письмо и в письме есть приветствие (салам), то ответить на салам является обязательным письменно или устно. Отвечая в письменной форме, можно ответить словами “Ва ′алейкумус-салам”, а также можно ответить словами “ас-Саламу ′алейкум”. То же самое касается сообщений по телефону и мобильному приложению.

– Нельзя искажать это приветствие, добавляя другие слова, которых нет в сунне.

– На салам следует отвечать сразу же, тянуть с ответом без уважительной причины является грехом (макрух).

– Если кто-либо чем-нибудь занят, не следует отвлекать его своим приветствием, нужно сесть рядом и только, когда он обратит внимание, поприветствовать его. Отвлекать кого-либо от важных дел является причиной неудобства, а иногда и вреда. 

– Приветствовать друг друга поклоном по шариату является неправильным.

– Если кто-либо пообещал передать кому-либо салам, то передать его салам станет обязательным, а если не обещал, то нет.

– Младший должен приветствовать старшего таким образом, чтобы в его приветствии чувствовалось уважение, хотя для обоих слова приветствия одни и те же. Однако старший из-за этого не должен важничать и считать себя лучше.

– Сын должен приветствовать своего отца с такой интонацией, чтобы было ясно, кто сын, а кто отец.

– Приветствовать надо с такой интонацией, чтобы человеку было приятно. Иногда бывает так, что люди становятся друзьями на всю жизнь, только по причине того, что один из них во время первой встречи поприветствовал с таким радушием, вниманием и теплотой, что у второго возникло к нему хорошее предрасположение.

– Не обязательно отвечать на приветствие (салам) попрошайки, так как они дают салам не с целью приветствия.

– Отвечать на салам нужно таким образом, чтобы приветствующий услашал ответ. Если он не услышал ответ, то нужно снова повторить слова ответного приветствия.

– Если вы пришли в гости, то сначала нужно постучаться, а когда откроют дверь поприветствовать.

Рукопожатие в Исламе

– Рукопожатие во время приветствования является сунной. Для рукопожатия не существует определённого времени, рукопожатие совершается в начале встречи.

– Рукопожатие совершается двумя руками, без уважительной причины здороваться одной рукой будет считаться не по сунне, потому что это считается признаком высокомерия.

– Если у кого-либо заняты руки и ему не удобно здороваться руками, достаточно поприветствовать словами.

– Если кто-то спешит, не надо его останавливать для рукопожатия достаточно поприветствовать словесно.

– Рукопожатие совершается в начале встречи или в конце.

– Рукопожатие надо совершать с пустыми руками.

– Если кто-либо подошёл к собранию, то не нужно совершать рукопожатие поднимая всех со своих мест, это доставляет людям неудобства.

Автор статьи:
Татиков Рафаил