KGRU darulifta.kg@mail.ru | г. Бишкек, ул. Гоголя 57, 720021
Отдел фетв, религиозной литературы
и стандартизации «халяль» духовного
управления мусульман кыргызстана

Как правильно совершить совместное жертвоприношение?

Как правильно совершить совместное жертвоприношение?
Как правильно совершить совместное жертвоприношение?

Бисмиллахир Рохмаанир Рохиим

الجواب حامدا ومصليا

Совместное жертвоприношениедозволено. Иными словами, несколько человек совместно могут принести в жертву одно животное.

Выглядит это так, несколько мусульман совместно покупают одно животное и приносят в жертву со стороны всех. Тот, кто будет непосредственно закалывать животное должен сделать намерение со стороны всех соучастников непосредственно перед закалыванием.

ذبح حيوان مخصوص بنية القربة في وقت مخصوص قال في البدائع فلا تجزئ التضحية بدونها لأن الذبح قد يكون للحم وقد يكون للقربة. (رد المحتار ٦/٣١٢ ط: سعيد).

– Принимающих участие может быть два, три или больше, максимум семь человек. Больше семи не разрешается.

والبقر والبعير يجزئ عن سبعة إذا كانوا يريدون وجه الله تعالى والتقدير بالسبع يمنع الزيادة ولا يمنع النقصان كذا في الخلاصة. (الفتاوى الهندية ٥/٣٠٤ ط: رشيديه).

– В совместном жертвоприношении в качестве жертвенного животного нужно рассматривать только крупный скот. Барана, овцу, козу и козла можно приносить в жертву только со стороны одного человека, даже если они очень крупные и жирные.

وأما قدره فلا يجوز الشاة والمعز إلا عن واحد وإن كانت عظيمة سمينة تساوي شاتين مما أن يجوز أن يضحي بهما... فبقي الأمر على الأصل القياس. (بدائع الصنائع ٥/٧٠ ط: دار الكتب العلمية).

– Доля каждого участника не должна быть меньше одной седьмой туши. Если у кого-либо будет меньше упомянутого количества, то жертвоприношение не действительно. Например: размер доли одного участника составляет половину от одной седьмой доли туши, а другого одна седьмая и половина одной седьмой доли туши. Участников в совместном жертвоприношении восемь и более, то доля каждого участника получится меньше одной седьмой.

في الدر: ولو لأحدهم أقل من سبع لم يجز عن أحد. (رد المحتار ٦/٣١٥ ط: سعيد).

– В совместном жертвоприношении нужно обратить внимание на то, чтобы заработок всех соучастников был дозволенным, т.е. халяльным, не был харамным. Если чей-либо заработок будет харамным, жертвоприношение не будет действительно и принято Всевышним. Те, кто организовывают такое мероприятие, обязаны должным образом обратить на это внимание.

عن سعد قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: إن الله طيب يحب الطيب نظيف يحب النظافة كريم يحب الكرم... إلخ (رواه الترمذي).

عن أبي هريرة يقول أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: "إن الله عز وجل يقبل الصدقة ولا يقبل منها إلا الطيب، يقبلها بيمينه... إلخ (رواه أحمد في مسنده).

– В совместном жертвоприношении во время заклания не обязательно произносить имена всех участников жертвоприношения, достаточно, чтобы забойщик мысленно сделал намерение, что проводит жертвоприношение от тех-то и тех-то.

فلا تتعين الأضحية إلا بالنية وقال النبي صلى الله عليه وسلم "إنما الأعمال بالنيات وإنما لكل امرئ ما نوى" ويكفيه أن ينوي بقلبه ولا يشترط أن يقول بلسانه. (بدائع الصنائع ٥/٧١ ط: دار الكتب العلمية).

– Порой бывает трудно определить дозволенность заработка каждого соучастника, а на порядочность в наши дни приходиться надеется в последнюю очередь. В таком случае, ученые советуют сделать объявление в письменной или устной форме, что тот, кто совершает жертвоприношение на харамные средства, будет нести за это ответственность сам.

عن أبي هريرة يقول: أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: "إن الله عز وجل يقبل الصدقة ولا يقبل منها إلا الطيب يقبلها بيمينه... إلخ (مسند أحمد ٩/١٥٠ رقم الحدث: ٩٢١٧ ط: دار الحديث القاهرة).

– После покупки скота, если осталось немного денег, то их нужно в равных долях вернуть участникам жертвоприношения. Организаторы не могут оставить остаток денег себе, даже в качестве платы или вознаграждения. Однако если изначально по обоюдному согласию организаторам установят плату, тогда разрешается.

فتاوى رحيميه ١٠/٤٥ ط: دار الاشاعت.

– Если кто-либо из участников совместного жертвоприношения не дал разрешения на заклания, но животное все равно закололи, то жертвоприношение ни одного из участников не будет действительным.

ولو ضبح الباقون بغير إذن الورثة ر يجزيهم لأنه لم يقع بعضها قربة لعدم الإذن منهم فلم يقع الكل قربة ضرورة عدم التجزئ. (الفتاوى الهندية ٥/٣٠٥ ط: رشيديه).

– Присоединится к совместному жертвоприношению лучше всего до покупки жертвенного животного. Однако разрешается и после его покупки.

ولو اشترى بقرة يريد أن يضحي بها ثم أشرك فيها ستة... وإن فعل ذلك قبل أن يشتري كان أحسن. (الفتاوى الهندية ٥/٣٠٤ ط: رشيديه، رد المحتار ٦/٣١٧ ط: سعيد).

فقط و الله اعلم

Ответил:
Татиков Абдурахман
Проверил:
Эратов Равшан, Исмайилов Жигитали
Нравится
+1
14:47
55