Поднятие пальца в Ташаххуде

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного
Валейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатуху!
الجواب حامدا ومصليا
Поднимать указательный палец при произнесении шахады в намазе не является обязательным, а является желательным действием. Поэтому если кто-либо не будет поднимать указательный палец, на действительности намаза это не повлияет. Поэтому если вам трудно выполнять это действие правильно, вы можете оставить его.
Поднятие указательного пальца в ташаххуде (ат-таахият) во время произнесения шахады, согласно мнению ханафитских ученых, является желательным (мустахабб). В доказательство к тому, что было сказано, мы приведем тексты из достоверных источников ханафитского мазхаба.
Имам Мухаммад передает один хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا جلس في الصلاة وضع كفه اليمنى على فخذه اليمنى وقبض أصابعه كلها وأشار بإصبعه التي تلي الإبهام ووضع كفه اليسرى على فخذه اليسرى، قال محمد رحمه الله تعالى وبصنيع رسول الله صلى الله عليه وسلم نأخذ وهو قول أبي حنيفة رحمه الله تعالى. (المؤطأ ج: ١ ص: ١٠٨ باب العبث بالحصى في الصلاة ط: قديمي كتب خانه).
Перевод: «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) садился (во время ташаххуда) в намазе, он (да благословит его Аллах и приветствует) клал правую ладонь на правое колено, собирал все пальцы (в кулак) и совершал движение указательным пальцем, который прилегал к большому пальцу, и клал левую ладонь на левую ногу». Имам Мухаммад (да смилуется над ним Аллах) сообщает: «Мы тоже следуем тому, что совершал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и это мнение имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах)».
В книге «Мараки аль-Фалях» сказано:
وتسن الإشارة في الصحيح لأنه صلى الله عليه وسلم رفع إصبعه السبابة وقد أحناه شيئا (رواه النسائي)، ومن قال أنه لا يشير أصلا فهو خلاف الرواية والدراية وتكون بالمسبحة أي السبابة من اليمنى فقظ يشير بها عند انتهائه إلى الشهادة في التشهد... يرفعها عند النفي أي نفي الألوهية عما سوى الله تعالى بقوله لا إله ويضعها عند الإثبات أي إثبات ألوهية لله وحده بقوله إلا الله ليكون الرفع إشارة إلى النفي والوضع إلى الإثبات (مراقي الفلاخ ص: ٩٩ فصل في سننها).
Перевод: Согласно достоверному мнению, совершать движение указательным пальцем – это сунна, потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал указательный палец, немного его наклонив (привел имам Насаи). А мнение тех, кто сказал, что палец не следует поднимать, противоречит и преданиям (от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)), и рациональному доводу. Поднятие указательного пальца совершается только на правой руке при ташаххуде во время произнесения шахады … Палец поднимается во время отрицания божественности всего, помимо Всевышнего Аллаха, когда произносим «Лаа иляха», и опускается во время утверждения божественности только лишь Всевышнего Аллаха, когда произносим «Илла Аллох». То есть поднятием пальца указывается на отрицание, а опусканием – на утверждение.
В книге «Бадаи ас-Санаи» сказано:
وهل يشير بالمسبحة إذا انتهى إلى قوله "أشهد أن لا إله إلا الله" قال بعض مشائخنا: لا يشير لأن فيه ترك سنة اليد وهي الوضع، وقال بعضهم" يشير فأن محمدا رحمه الله تعالى قال في كتابه: "حدثنا عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه كان يشير بإصبعه فيفعل مثل ما فعل ويصنع مثل ما صنعه وهو قول أبي حنيفة رحمه الله تعالى وقولنا" (بدائع الصنائع ج: ١ ص: ٢١٤ ط: سعيد).
Перевод: Следует ли поднимать указательный палец, когда произносится: «Ашхаду Алляя иляха илла Аллоху»? Некоторые ученые утверждают: «Палец не следует поднимать, потому что тем самым мы оставляем сунну, согласно которой необходимо класть (ладонь и пальцы на колено). А другие ученые сообщают: «Палец следует поднимать, так как имам Мухаммад (да смилуется над ним Аллах) поведал в своей книге: «Нам рассказали о Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он совершал движение указательным пальцем, поэтому следует делать так, как делал он (да благословит его Аллах и приветствует), и совершать то, что совершал он (да благословит его Аллах и приветствует). Это есть мнение имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах), и наше мнение такое же»».
В книге «Шарх мунья аль-Мусалли» сказано:
ذكره في النهاية وغيرها قال نجم الدين الزاهدي: لما اتفقت الروايات عن إصحابنا جميعا في كونها سنة وكذا عن الكوفيين والمديين وكثرت الأخبار والآثار وكان اعمل بها أولى (شرح منية المصلي ص: ٣٢٨ ط: سهيل اكديمي).
Приводится в «ан-Нихая» и в других книгах, что Наджм ад-Дин аз-Захиди сообщил: «Все предания от наших ученых свидетельствуют об их единодушии в том, что это сунна (поднимание пальца). То же самое передается от ученых Куфы и Медины. Имеется также много хадисов и преданий (по этому вопросу). Поэтому поступать в соответствии со всем этим предпочтительнее».
В книге «Радд аль-Мухтар» сказано:
وفي الدر: لكن المعتمد ما صححه الشراح لا سيما المتأخرون كالكمال والحلبي والبهنسي والباقاني وشيخ الإسلام الجد وغيرهم أنه يشير لفعله صلى الله عليه وسلم ونسبوه لمحمد رحمه الله تعالى والإمام رحمه الله تعالى بل في متن درر البخار وشرحه غرر الأذكار: المفتى به عندنا أنه يشير.
وتحته في الرد: (قوله: ونسبوه لمحمد رحمه الله تعالى والإمام رحمه الله تعالى) وكذا نقلوه عن أبي يوسف رحمه الله تعالى في الأمالي، فهو منقول عن الأئمة الثلاثةوفي القهستاني عن أصحابنا جميعا أنها سنة... وفي المحيط أنه سنة، يمكن التوفيق بأنها غير مؤكدة... (رد المحتار ج: ١ ص: ٥٠٨ ط: سعيد).
Перевод: Предпочтительно то, что посчитали достоверным толкователи (книг по фикху), особенно ученые поздних веков, такие как Камаль, Халяби, Бахнаси, аль-Бакани, Шейх аль-Ислам и другие: следует совершать указательное движение пальцем, так как это делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Кроме того, это мнение они отнесли к имаму Мухаммаду и имаму Абу Ханифе (да смилуется над ними Аллах), ведь в тексте «Дурар аль-Бихар» и его толковании «Гарар аль-Азкар» сказано: «По нашему мнению, фатва на то, что следует поднимать палец».
В Хашии (комментариях) к этой книге сказано: «Это мнение они отнесли и к имаму Мухаммаду, и к имаму Абу Ханифе (да смилуется над ними Аллах». Такое же мнение передается от имама Абу Юсуфа (да смилуется над ним Аллах) в «Амали». Это также передается от трех имамов… В «Кухустани» передается от всех наших ученых, что это сунна... В книге «Мухит» утверждается, что это сунна, и возможно все вышеприведенные мнения соединить по смыслу таким образом, что это сунна, но не маккада т.е. дополнительная сунна.
والله أعلم بالصواب