KGRU darulifta.kg@mail.ru | г. Бишкек, ул. Гоголя 57, 720021
Отдел фетв, религиозной литературы
и стандартизации «халяль» духовного
управления мусульман кыргызстана

Можно ли представлять Аллаха?

Можно ли представлять Аллаха?
Можно ли представлять Аллаха?

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного

الجواب حامدا ومصليا

Согласно акыде Ахлю-с-Сунна валь джамаат, мы верим в такого Аллаха, каким Он описал Себя в Своей книге, ничего не прибавляя и ничего не убавляя, не допуская отрицания или непозволительного толкования Им Самим описанного. Он обладает абсолютными атрибутами, и Он пречист от недостатков. Может ли человек представить Всевышнего Аллаха, если ему не дано представить или вообразить то, что он не может познать разумом или постичь чувствами?! Образы, облики, формы, размеры, материальные сущности и их свойства – все это относится к нашему миру. Однако Всевышний Аллах не является частью этого мира, и поэтому описывать Его категориями или качествами этого мира неправильно: это явное заблуждение. Нет никого и ничего подобного Аллаху. Всевышний Аллах так описал Себя в Коране: 

"ليس كمثله شيء وهو السميع البصير" (الشورى، الآية: ۱۱).

Перевод: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий и Видящий».

Имам Куртуби трактует данный аят следующим образом: «В этой главе следует придерживаться убеждения, что, поистине, Всевышний Аллах в Своем величии, достоинстве, владычестве, в Своих прекрасных именах, в возвышенности своих атрибутов не подобен ни одному из Своих творений, и творения нельзя уподоблять Ему. А те атрибуты, которыми шариат описал как Творца, так и Его творения, не имеют никакого сходства в значениях…» Васыти (да смилуется над ним Аллах) в качестве пояснения добавил: «Нет никакой сущности, подобной Его Сущности, и нет никакого имени, подобного Его имени, и нет никакого действия, подобного Его действию, и нет никакого атрибута, подобного Его атрибуту, кроме как сходства в названии. Его предвечная сущность пречиста от того, чтобы иметь непостоянные, преходящие, изменяемые качества, точно так же невозможно, чтобы у творений были предвечные атрибуты». Всё вышесказанное относится к положениям Ахлю-с-Сунна валь джамаат.

В другом аяте сказано:

"لا تدركه الأبصار وهو يدرك الأبصار"(الأنعام، الآية: ۱۰۳).

Перевод: «Его нельзя увидеть глазами (в этом мире), а Он видит все (ничто не может скрыться от его зрения и знания)».

Невозможно охватить Всевышнего Аллаха ни зрением, ни знанием, ни воображением.

Имам Куртуби пишет, что Всевышний Аллах в этом аяте объяснил: Он чист от любых присущих творениям качеств, к которым относятся (зрительное) охватывания и ограничение, как у всех творений. Однако мусульмане будут лицезреть (Всевышнего Аллаха в ахирате) и это непреложная истина. 

Имам Абу Джафар ат-Тахави пишет:

"لا تبلغه الأوهام ولا تدركه الأفهام ولا يشبهه الأنام"

Перевод: «Воображение не может представить Его. Разум не может постичь Его. И творения не похожи на Него».

Имам ат-Тахави этим изречением утверждает, что Всевышнему Аллаху не присуща какая-либо форма или образ, которые может вообразить человек. Он чист от всего этого. Он вне нашего воображения. Все что человек может представить, не есть Аллах и не может иметь к Нему какого-либо отношения.

Имам Абу Ханифа в книге «Аль-Фикх аль-Акбар» сообщает:

"ولا حد له، ولا ضد له، ولا ند له، ولا مثل له"

Перевод: «Нет Ему никакого предела (границы), нет Ему никакой противоположности, нет Ему никакого сотоварища, нет никого, подобного Ему».

Подтверждает это и народная мудрость: «То, что на ум просится, к Аллаху не относится».

Ученые утверждают:

"كل ما خطر ببالك فهو هالك والله أجل وأعلى من ذلك"

Перевод: «Все то, что постижимо разумом, является исчезающим, однако Всевышний Аллах величественнее и выше этого».

Сказанное подтверждает, что всё представляемое человеком в отношении Всевышнего Аллаха в виде образа или облика является лишь плодом его воображения, а не Всевышним Господом. Мало того, что человек не только не сможет представить Всевышнего Аллах, но и сам Посланник Аллаха запретил это делать. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

عن عبد الله بن عمر عن أبيه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: "تفكروا في آلاء الله ولا تفكروا في الله" (كتاب العظمة أبو الشيخ الأصبهاني ۱/۲۰۹ ط: دار العاصمة الرياض).

Перевод: «Размышляйте над знамениями Аллаха, но не размышляйте над (самим) Аллахом».

عن سفيان في قوله عز وجل: "وأن إلى ربك المنتهى" قال: لا فكرة في الرب عز وجل (كتاب العظمة أبو الشيخ الأصبهاني ۱/۲۱۸ ط: دار العاصمة الرياض).

Перевод: Передается от Суфьяна ас-Саури, который комментирует аят «К твоему Господу предстоит конечный исход (или твоему Господу принадлежит конечный предел)» так: «Нельзя размышлять в отношении Господа Могущественного и Великого».

Ибн Касир привел вышеприведенный хадис от Убай бин Каба, который передал от Абу Хурейры, а тот – от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): 

"تفكروا في الخلق ولا تفكروا في الخالق فإنه لا تحيط به الفكرة" (تفسير ابن كثير ٤/۲٦۰ مؤسسة الكتب الثقافية بيروت).

Перевод: «Размышляйте над творениями, но не размышляйте над Творцом, поистине, мысль (воображение) не сможет охватить Его» … В другом хадисе, который приведен в книгах «Сунан», сообщается: «Размышляйте над творением Аллаха, но не размышляйте над сущностью Аллаха. Воистину, Всевышний Аллах сотворил такого ангела, расстояния между его ухом и плечом – в триста лет (пути)».

Из этих изречений можно сделать вывод, что пытаться увидеть, осознавать и представлять Всевышнего Аллаха в каком-либо образе, облике или форме – это глубочайшее заблуждение и непозволительное убеждение.

والله أعلم بالصواب

Ответил:
Татиков Рафаил
Проверил:
Исмайилов Джигитали
Нравится
+2
22:48
52