Можно ли читать намаз в поезде или автобусе сидя во время длительного путешествия?

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного
الجواب حامدا ومصليا
Совершать намаз, сидя в любом виде транспорта без уважительной причины является неправильным. Потому что «кыям», это одна из главных составных частей намаза. Также обязательным условием во время намаза является направление в сторону Киблы. Поэтому надо заранее договориться с шофером об остановках во время намаза, чтобы совершить намаз как положено. В случае же, если договориться не получилось, надо посмотреть будет ли останавливаться автобус до окончания предписанного времени намаза. Если автобус не будет останавливаться в течении определённого промежутка времени, отведенного для намаза, то в таком случае нужно совершить намаз стоя, повернувшись в сторону Киблы. Если автобус раскачивает и стоять тяжело, можно опереться или ухватиться за поручень, так как, «кыям» является фардом, а связывать руки в намазе является сунной, поэтому при необходимости можно за что-нибудь держаться, чтобы не упасть.
Если в поезде нет возможности совершить намаз стоя, в сторону Киблы, то есть, Кибла находиться не поперек поезда, а в направлении движения поезда, то если никому не мешаете, можно прочитать на проходе, а если так не получается, то можно встать между двумя сиденьями выполняя кыям и руку как положено. А выполняя сажда, в такой ситуации, разрешается сесть на сиденье и делать сажда на противоположное сиденье. Поджимать под себя ноги во время сажда и упираться коленями в пол является сунной или ваджибом, поэтому в случае затруднения, им можно пренебречь. Подобным образом нужно читать намаз и в автобусе.
Если же стоя исполнять намаз в сторону Киблы не получается, то в таком случае, нужно совершить намаз так, как это представляется возможным. Например, сидя на сиденье обозначать руку и сажда наклонами (наклон, выполняемый для обозначения сажда должен быть немного ниже наклона, который обозначает руку), однако по окончанию путешествия, нужно восполнить намаз, прочитанный таким образом.
وفي الخلاصة: وفتاوی قاضیخان وغیرهما: الأیسر في ید العدو إذا منعه الکافر عن الوضوء والصلاة یتیمم ویصلي بالإیماء، ثم یعید إذا خرج … فعلم منه أن العذر إن کان من قبل الله تعالی لاتجب الإعادة، وإن کان من قبل العبد وجبت الإعادة". (البحر الرائق، الکتاب الطهارة، باب التیمم، ط: رشیديه ۱/ ۱٤۲).
والله أعلم بالصواب