KGRU darulifta.kg@mail.ru | г. Бишкек, ул. Гоголя 57, 720021
Отдел фетв, религиозной литературы
и стандартизации «халяль» духовного
управления мусульман кыргызстана

Если кто-либо читает Коран, нужно ли его слушать?

Если кто-либо читает Коран, нужно ли его слушать?
Если кто-либо читает Коран в намазе или вне намаза или же включил запись Корана по телефону, то должны ли его слушать находящиеся рядом, так как Всевышний Аллах в Коране предупреждает:
"واذا قرئ القرآن فاستمعوا له و أنصتوا لعلكم ترحمون"
«Когда читается Коран, о верующие, слушайте его внимательно и молча, чтобы размышлять и понять назидания и увещевания, содержащиеся в нём. Прислушайтесь к Корану внимательно, чтобы проявил Всевышний к вам Своё милосердие!»
В этом аяте Всевышний Аллах приказывает слушать Коран, когда он кем-либо читается. Как должны поступать находящиеся рядом?

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного

الجواب حامدا ومصليا

По поводу предписания «слушайте Коран» есть несколько видов хадисов, которые касаются и совершающего намаз, и слушающего хутбу джума или айт намаза, и услышавшего случайно чье-либо чтение. Коран является милостью для верующих, которые проявляют уважение и почтение к нему, соблюдают адаб (этикет) Корана, поступают по нему, руководствуются им во всех сферах жизни. Одно из правил, которому нужно следовать в отношении Корана, это молчать и слушать, когда его читают. Внимательно слушать Коран это значит также и руководствоваться им в своей жизни, выполняя записанные в нем приказы. Тогда Коран будет милостью, несущей благополучие для верующих. Внимательно слушать Коран в намазе или во время хутбы является обязательным, и в этом вопросе нет разногласий между учёными-богословами. Однако, если читается Коран не во время намаза и хутбы, обязательно ли находящимся вблизи молчать и слушать чтение Корана или можно заниматься своими делами? В этом вопросе мнения богословов разделились. Некоторые считают, что даже в таком случае слушать Коран обязательно, а не слушать это грех. Поэтому в тех местах, где люди могут быть заняты своими житейскими (повседневными, бытовыми) делами, нельзя читать Коран вслух, а сам читающий подобным образом совершает грех.

Другие учёные утверждали, что молча слушать Коран является обязательным в тех местах, где он читается именно для того, чтобы его слушали, например, в намазе, во время хутбы и т.п. А если кто-либо читает Коран или же несколько человек читают Коран по отдельности исключительно для себя, то в таком случае другим слушать их чтение не обязательно. Во многих достоверных хадисах говорится о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ночью читал Коран, находясь в доме,  а его жёны в это время спали. В сборниках достоверных хадисов имама Бухари и имама Муслима приведено повествование, о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разбил лагерь на ночь во время путешествия, а утром сказал: «Я узнал по голосам читающих Коран место расположения моих спутников из племени аль-Ашари, хотя я не знал, где они расположились днём». Из этой истории мы можем сделать вывод, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не запрещал читать Коран вслух, но и не обязывал других отложить свои дела, сесть и слушать чтение.

На основании содержания этих хадисов богословы пришли к заключению, что услышавший чтение Корана вне намаза не обязан сесть и слушать, ему можно заниматься своими делами. Но лучше, конечно, даже в такой ситуации постараться оставить свои занятия и прислушаться к Священной Книге. А тому, кто вознамерился читать Коран там, где люди заняты своими делами, лучше всего читать его про себя.

والله أعلم بالصواب

Ответил:
Татиков Рафаил
Проверил:
Исмайилов Жигитали
Нравится
+1
22:24
69